Крок до Олімпу

Задания для индивидуальной работы учащихся 9-11 классов по литературе при подготовке к олимпиаде
9 класс
І. Анализ стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…»
Задания:
1. Определите тему и идею стихотворения.
2. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор (с примерами)?
3. Определите стихотворный размер, рифму.
ІІ. Установите соответствие:
А) Автор – направление:
1) М. де Сервантес              а) Романтизм
2) Дж. Свифт                      б) Просвещение
3) А. Мицкевич                  в) Ренессанс
4) Мольер                           г) Барокко
5) Кальдерон                      д) Классицизм

Б) Произведение – жанр:
1) «Улыбка»                                             а) новелла
2) «Мещанин во дворянстве»                  б) баллада
3) «Перчатка»                                          в) трагедия
4) «Дон Кихот»                                        г) роман
5) «Гамлет»                                              д) комедия
ІІІ. Дайте определение следующих понятий:
А) Лирика –   
Б) Лирический герой –
Іv. Укажите автора и название произведения:
А) Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской.
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу мавры.
Б) О горе, горе мне! О я, несчастный!
Разрешите мои сомненья,
Небеса, и дайте ответ:
Тем, что родился на свет,
Я разве свершил преступленье?
V. Узнайте героя по портрету:
1) Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник.
2) Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.
VI. Вопрос по культурологии
«Вечные образы» в литературе.

10 класс

І. Анализ стихотворения А. Фета «Вечер».
Задания:
1. Определите тему и идею стихотворения.
2. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор (с примерами)?
3. Определите стихотворный размер, рифму.
ІІ. Установите соответствие:
А) Автор – направление:
1) Ф. Петрарка                     а) Романтизм
2) Вольтер                          б) Просвещение
3) Г. Гейне                          в) Ренессанс
4) Стендаль                        г) Барокко
5) Лопе де Вега                  д) Реализм
Б) Цитата из текста – автор:
1) «Не хочу учиться, а хочу жениться».
2) «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».
3) «Быть можно дельным человеком
      И думать о красе ногтей:
      К чему бесплодно спорить с веком?»       
4) «И какой же русский не любит быстрой езды?» 
5) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…».        
ІІІ. Дайте определение следующих понятий:
А) Классицизм –
Б) Вечный образ –
ІV. Укажите автора и название произведения:
А) Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Б) Поздно ночью процессия добралась до вершины одного из самых высоких отрогов Юры, и здесь, в маленькой пещере, ярко озарённой бесчисленным множеством свечей, двадцать священников отслужили заупокойную мессу. Жители маленьких горных деревушек, через которые проходило шествие, вливались в него, привлечённые невиданным зрелищем этого необыкновенного погребения.
V. Узнайте героя по портрету:
1) И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.
2) Лицо этого человека … его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы … были совершенно прямые, всегда аккуратно причёсанные и с сильной проседью — пепельно-серые. Глаза, маленькие и жёлтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрёпанного картуза. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные.
VI. Вопрос по культурологии
Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века.
11 класс
І. Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Задания:
1. Определите тему и идею стихотворения.
2. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор (с примерами)?
3. Определите стихотворный размер, рифму.
ІІ. Установите соответствие:
А) Автор – эпоха:
1) Дж. Джойс                                              а) Модернизм XX век
2) М. Павич                                                б) «Серебряный век»
3) А. Ахматова                                           в) Постмодернизм
4) Г. Флобер                                              г) Реализм XIX век
Б) Герой – произведение:
1) Элиза Дулиттл                                      а) «Мастер и Маргарита»
2) доктор Риэ                                              б) «Преступление и наказание»
3) лорд Генри                                             в) «Пигмалион»
4) Свидригайлов                                        г) «Чума»
5) Римский                                                 д) «Портрет Дориана Грея»
ІІІ. Дайте определение следующих понятий:
А) Модернизм –
Б) Антитеза –
ІV. Укажите автора и название произведения:
А) Художник смотрел на прекрасного юношу, с таким искусством отображенного им на портрете, и довольная улыбка не сходила с его лица. Но вдруг он вскочил и, закрыв глаза, прижал пальцы к векам, словно желая удержать в памяти какой-то удивительный сон и боясь проснуться.
Б) Затем они покинули квартиру все вместе, чего уже много месяцев не делали, и поехали на трамвае за город. Вагон, в котором они сидели одни, был полон теплого солнца. Удобно откинувшись на своих сиденьях, они обсуждали виды на будущее, каковые при ближайшем рассмотрении оказались совсем не плохими, ибо служба, о которой они друг друга до сих пор, собственно, и не спрашивали, была у всех у них на редкость удобная, а главное – она многое обещала в дальнейшем. Самым существенным образом улучшить их положение легко могла сейчас, конечно, перемена квартиры…
V. Узнайте героя по портрету:
1) Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. […] остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из - под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. […] была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
2) … была в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу.
VI. Вопрос по культурологии
Тема «лишнего человека» в русской литературе 19 века.










Комментариев нет:

Отправить комментарий